«Я хочу быть тобой!»

Мой пост о «фифочках» вызвал заметный резонанс среди крайне ограниченной аудитории моих друзей. Чаще всего мне задавали два вопроса: «при чем здесь индукция» и «почему они все такие одинаковые»?

Об индукции я расскажу в другом посте. А сейчас давайте пробежимся по верхам темы подражания.

И «фифы» из моего последнего поста, и подружки, которые одеваются как сестры-близняшки, и толпа поклонников какой-то определенной субкультуры – все они делают одну и ту же вещь. Они подражают какому-то эталону, имитируют поведение и внешний вид. Более того, каждая девушка, которая ориентируется на модные тенденции и покупает себе модный сарафанчик на лето, потому что в журнале написали, что именно такое сейчас носят, делает то же самое.

Любое здоровое живое существо, по крайней мере, теплокровные позвоночные, обладают врожденным механизмом подражания. Благодаря существованию такого механизма, и крыски, и детки учатся базовым навыкам выживания в обществе, перенимают оптимальные паттерны поведения от более успешных представителей своего вида (1).

Попробуем взглянуть на это явление через призму теории Нила Миллера (психолог) и Джона Долларда (антрополог)(2), суть которой описана в их совместной работе «Социальное обучение и имитация»(3). В соответствии с их теорией, наблюдение за другими, их стратегией поведения и результатами этого поведения, закрепляет аналогичные схемы у самих наблюдателей. Если наблюдатель видит, что определенная линия поведения лидера приводит к успеху, он сам повторяет ту же стратегию за лидером.

Вернемся к нашим «фифам». На нелегком пути обмена красоты на счастье полегло немало подражательниц, особенно в наше время ничем не ограниченного распространения информации. Проведем мысленный эксперимент: молодая девушка мечтает о счастье и достатке. Ей хочется кататься на яхте и покупать много дорогих сумочек, водить кабриолет и отдыхать «в дубаях». Что она делает для исполнения своей мечты и в условиях неограниченного доступа к информации? Верно, регистрируется в инстраграм и наблюдает за жизнью «успешных» девушек. Она может имитировать только то, что видит. А видит она красивую картинку с атрибутами жизни по-богатому, и еще считывает лежащие на поверхности культурные коды. В нашем случае – это большие губы, худоба, высокие скулы, очень белые зубы, очень полная грудь, и так далее по списку. Наша подопытная не имеет собственного жизненного опыта и поэтому проводит прямую параллель – большие губы – счастливая жизнь.

«Вот сделаю я себе нос поуже, губы побольше, и зубы вставлю побелей, и будет мне счастье! Вот, у этой девицы же получилось!», — думает несчастная, и, чаще всего, ошибается.

Беда в том, что одних больших губ бывает недостаточно, девушка просто принимает решение в условиях отсутствия квалифицированного знания о предмете. И превращается в симулякр, оболочку, не несущую обещанной функции и не достигающей внутренних целей.

Теперь попробуем понять, почему человек выбирает кого-то другого в качестве объекта подражания, а не развивает собственные качества.

Во-первых, на мой взгляд, девушки выбирают ролевые модели типа «фифа из инстаграма» в тех случаях, когда им некому было подражать в детстве. Еще маленькой-маленькой девочкой она должна была подражать маме, чтобы потом вырасти из этой роли и начать строить собственную жизнь. Но что-то пошло не так, своей семьи девочка стеснялась, или испытывала к ней отвращение, и в результате захотела стать кем-то другим.

Во-вторых, наша популярная культура довольно сильно давит на современную молодежь. Я уже писала, что мы живем в условиях ничем не ограниченных потоков информации, в том числе и рекламы. Огромные индустрии красоты и моды хотят разбудить в вас инстинкт подражания, и им это удается.

А кому подражаете вы?

(1) — очень рекомендую почитать статью канд.соц.наук, Красавиной Е.В. «Формы социальной адаптации: имитация-подражание и имитация-симулякр». М., Вестник Московского университета, Серия 18, Социология, 2012, №4
(2) — познавательное и короткое видео на тему теории подражания у Миллера и Долларда можно найти на Youtube канале Simple Psycology: https://www.youtube.com/watch?v=wFvnfVW0n6o
(3) — Miller, N. E., & Dollard, J. (1941). Social Learning and Imitation. New Haven: Yale U. Press.


Комментарии (0)

Оставить комментарий