Про позор, озарение и growth mindset

Во времена поиска работы я оказалась на собеседовании в одной очень интересной компании. Не знаю, наняли ли они кого-то в результате, но подбор шел дюже серьезный. Меня поразило, что одним из этапов было собеседование с психологом. Раньше такого опыта у меня не было, поэтому я волновалась.

В день собеседования возрастной мужчина с очень проницательными глазами немного поговорил со мной на общие темы, а потом задал решить задачку «про кирпичи». Задачка, по субъективному ощущению, тянет класс на шестой общеобразовательной школы. Такая простая штука, но на сообразительность. И тут я испытала потрясение — я поняла, что не могу ее решить. Я пыталась – но нет. Каждая минута моего молчания вызывала ощущение ужаса. Будто в кошмарном сне, в котором вызывают к доске – а ты не можешь из себя выдавить ни слова. Я не смогла ответить на вопрос «про кирпичи». И на какой-то второй вопрос «на сообразительность» тоже ответить не смогла.

Домой я ехала с ощущением, будто сорвала джекпот в лотерее постыдных дел. Как же, теперь этот психолог и потенциальный работодатель знают, что я дура дурой, и не могу решать задачки про кирпичи. Я думала, что раз я так глупа, то заниматься мне неквалифицированным трудом. Возможно, перебирать тухлую картошку на рынке.

Это ощущение не покидало несколько дней, было мучительным. На третий день я решила разобраться, почему так болело самолюбие? И я разобралась! Через месяц, но разобраласьJ

Начну издалека. Как часто ваши родители или учителя использовали фразы: «какой ты умный, ты принес пятерку», «какой ты талантливый, ты так быстро решил эту задачку»? А кто-нибудь когда-нибудь говорил вам, что вы не имеете таланта к математике или неспособны выучить язык потому что «не дано»? И похвала, и критика навешивают на людей ярлыки, а они одинаково вредны. Не важно, это ярлык «умницы» или «тупицы». Потому что в обоих случаях маленькому человеку прививают привычку воспринимать возможности своего интеллекта как данность, которую невозможно изменить. А ведь это не так. Мозг человека настолько пластичен, что способен меняться в процессе обучения, буквально изменяя структуру связей между нейронами. Это значит, что при правильном подходе и необходимой практике, каждый из нас может научиться многим вещам, которые кажутся совершенно непостижимыми и сложными.

Люди, которым с детства говорили, что у них нет таланта, часто просто не продуют дальше изучать сложный для них предмет. А многие из тех, кого хвалили за дар такой редкий дар природы – хорошие мозги – потом  всю жизнь боялись браться за сложные задачи. Чтобы не ударить в грязь лицом при свидетелях и не оказаться перед фактом собственной несостоятельности. Почему это страшно? Следите за логикой. Если я умный – я не могу ошибиться. Если я совершил ошибку – значит я не умный. Мало того, что король окажется голым, он еще окажется обманщиком, потому что не оправдает ожиданий. Именно поэтому я так и расстроилась – с детства меня хвалили за ум, а тут такое обесценивающее происшествие.

Что же делать? На этот вопрос подробно отвечает профессор Стенфордского университета Carol S. Dweck в своей книге Mindset: The New Psychology of Success. Если коротко, то нужно развивать в себе то, что профессор Двек называет growth mindset (состояние ума, способствующее росту). Growth mindset  — это установка на развитие способности к обучению любого нового материала. Чтобы научиться чему-то новому, нужен не столько природный талант, сколько интерес, регулярная практика, вера в свои силы и непоколебимая смелость пробовать, ошибаться, делать выводы. И снова пробовать, пока не получится.  

Если вам хочется составить общее мнение о книге и проникнуться идеей, то вот вам ссылка на очень хорошее интервью профессора: https://onedublin.org/2012/06/19/stanford-universitys-carol-dweck-on-the-growth-mindset-and-education/


Комментарии (0)

Оставить комментарий